В Украине нередки случаи, когда родителей вынуждают платить за обучение в детском саду за ребенка. Это при том, что речь идет именно о государственных учреждениях образования. Однако через перезагруженность дошкольных учреждений, большинство родителей, думая что выбора не остается, просто платят средства. Верховным Судом требование по оплате за предоставление образовательных услуг в дошкольном учебном заведении признано незаконным.
Так, в Постановлении Верховного Суда в составе коллегии судей Кассационного административного суда от 30 ноября 2020 по делу № 1940/1387/18 суд пришел к выводу, что право на бесплатное дошкольное образование в Украине предусмотрено Законом Украины «О дошкольном образовании», «Об охране детства », другими нормативно-правовыми актами, которыми, в частности, решаются вопросы создания сети учебных заведений, их финансирования.
Ч. 2 ст. 53 Конституции Украины гарантирует, что государство обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, полного общего среднего, профессионально-технического, высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях.
Краткое изложение обстоятельств дела истец просила признать противоправным и недействительным приказ управления образования и науки городского совета, которым установлена плата за предоставление услуг в учреждениях дошкольного образования для родителей, дети которых не зарегистрированы в городе.
Сына истицы было не допущено в учебное заведение, где получает дошкольное образование. Такое решение руководство детского сада пояснил требованием приказа управления образования и науки городского совета, которым была введена плата за пребывание детей в учреждениях дошкольного образования городского совета.
По мнению истицы, спорным приказом нивелирован гарантированное ч. 3 ст. 53 Конституции Украины право на доступность и бесплатность дошкольного образования. Установив плату за получение дошкольного образования детьми, которые не зарегистрированы непосредственно в городе, возбуждено также Закон Украины «О дошкольном образовании», «Об охране детства», введен дискриминацию по признаку места регистрации. Оплата услуг возлагается только на тех детей, которые не зарегистрированы в городе, за исключением некоторой категории детей или определенным статусом их родителей. Таким образом, спорный приказ нарушает право ребенка на бесплатное дошкольное образование по признаку места регистрации, что создает противоправный долг у родителей ребенка по уплате средств.
Управление образования и науки городского совета ссылалось на то, что регистрация места проживания ребенка влияет на реализацию права на получение дошкольного образования, а соответствующее право на получение бесплатной дошкольного образования должен обеспечивать орган местного самоуправления, где ребенок зарегистрирована.
Также орган ссылался на ст. 37 Закона Украины «О дошкольном образовании», где указано, что к источникам финансирования учреждения дошкольного образования независимо от формы собственности относятся также средства родителей или лиц, их заменяющих. Итак, финансирование дошкольного учреждения за счет средств родителей предусмотрена законом путем заключения ими соответствующих договоров.
Позиция ВС:
Содержание обжалуемого приказа свидетельствует о том, что городской совет самостоятельно на своей территории урегулировала вопрос финансирования права на получение дошкольного образования, установив плату за посещение учебного заведения именно детьми, которые не зарегистрированы в городе. Следовательно, в данном случае речь идет о принадлежности обеспечение органом местного самоуправления права на бесплатность дошкольного образования.
ВС пришел к выводу, что принятие обжалуемого приказа противоречит конституционной гарантии о бесплатности дошкольного образования, поскольку вводит ее доступность на платной основе.
Таким образом, при условии, что сыну истицы уже обеспечено доступность получения образования в дошкольном учебном заведении города, в орган местного самоуправления, которому подчинен это заведение, возлагается одновременно обязанность по обеспечению бесплатности ее получения, независимо от того, где зарегистрирована ребенок.
Поэтому безосновательным является перекладывание обязанности обеспечить бесплатность дошкольного образования одним органом местного самоуправления, которому территориально подведомственный ДОУ, на другой орган местного самоуправления, по причинам места регистрации ребенка.
Если у Вас возникли дополнительные вопросы для получения консультации звоните: + 38 (098) 000 2411 или пишите: vyshnevyi.partners@gmail.com