Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день существует множество схем, с помощью которых мошенники получают большие возможности похищать средства с банковских карт граждан. Количество схем все растет, аферисты снимают деньги без подтверждения и совершают покупки товаров без согласия клиента.
Однако, кто несет ответственность за несанкционированные операции со средствами, которые находятся на банковской карте?
Стоит отметить, что в соответствии с Положениями о порядке эмиссии электронных платежных средств и осуществления операций с их использованием, утвержденных Постановлением Правления Национального банка Украины 05.11.2014 № 705, пользователь не несет ответственности за осуществление платежных операций, если электронное платежное средство было использовано без физического предъявления пользователем и / или электронной идентификации самого электронного платежного средства и его пользователя, кроме случаев, если доказано, что действия или бездействие пользователя привели к потере, незаконного использования ПИНа или другой информации, позволяющей инициировать платежные операции.
Таким образом, в соответствии с указанными положениями, ответственность за операции без физического предъявления карты (например, интернет-оплаты) возлагается на банк. В свою очередь, если банком будет доказано, что сам владелец карты, совершил действия или бездействие по распространению данных о своей карте, в том числе ПИН-код, или CVV код, то ответственность возлагается на клиента банка.
При этом, стоит обращать внимание на условия и правила предоставления банковских услуг, в частности, условий хранения и использования конфиденциальной информации, ведь обычно банк несет ответственность за хранение личных данных Клиента.
Согласно части первой статьи 1066 ГК Украины по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, которые ему поступают, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
Согласно части первой статьи 1071 ГК Украины банк может списать денежные средства со счета клиента на основании его распоряжения.
Статьей 1073 ГК Украины предусмотрено, что в случае несвоевременного зачисления на счет денежных средств, поступивших клиенту, их необоснованного списания банком со счета клиента или нарушения банком распоряжения клиента о перечислении денежных средств с его счета, банк должен немедленно после выявления нарушения зачислить соответствующую сумму на счет клиента или надлежащего получателя, уплатить проценты и возместить причиненные убытки, если иное не установлено законом.
При этом в постановлении № 6-71цс15 Верховный Суд изложил такую правовую позицию, которая заключается в том, что если банк не предоставил неоспоримые доказательства, опровергающие доводы клиента о том, что банковскую карточку он не терял, другим лицам не передавал, ПИН-кода никому не сообщал, он обязан уплатить клиенту средства, снятые во время ненадлежащей операции.
Также, в постановлении Верховного Суда от 5 апреля 2021 г. по делу № 336/3989/19, были сделаны следующие выводы: «Суды предыдущих инстанций установили, что ОСОБА_1 как пользователь карточки услуг по увеличению лимита и заказа услуги «Мгновенная рассрочка» не делал и для их выполнения банком никаких действий не совершал, сразу обратившись в ближайшее отделение АО КБ «ПриватБанк» для выяснения вопроса о снятии с его карточки значительной суммы средств без его распоряжения, а также обратился в полицию по поводу мошеннических действий, произведенных с его карточкой. При этом ответчик в нарушение требований статей 12, 81 ГПК Украины не доказал вину истца в указанных операциях, не выполнил решение суда первой инстанции об истребовании доказательств, в частности, совершение истцом каких-либо распоряжений на списание денежных средств со своего счета путем подачи платежных поручений в АО «КБ «ПриватБанк» письменно или в электронном виде с использованием электронной системы «Приват24», а также оформления истцом услуги «Мгновенная Рассрочка».
Таким образом, суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу о существенном нарушении банком требований Закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине», Условий и правил предоставления банковских услуг, поскольку факт совершения операций по кредитному счету истца, которые ним не заказывались и не оформлялись, нанес ему существенный вред в виде зачисления дополнительной задолженности, и начисления платы в крупном размере за услугу «Мгновенная рассрочка» за кредитные средства, которые ним не получались, а сама услуга не заказывалась, поэтому правильно применили к спорным правоотношениям положения статьи 651 ГК Украины и разорвали кредитный договор. При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанции правильно применили правовые выводы, изложенные в постановлении Верховного Суда Украины от 13 мая 2015 г. по делу № 6-71цс15. Верховный Суд в постановлениях от 14 февраля 2018 по делу 127/23496/15-ц (кассационное производство № 61-3239св18) и от 20 июня 2018 по делу № 691/699/16-ц (кассационное производство № 61-16504св18) указанную правовую позицию поддержал».
ВЫВОД
Следовательно, для взыскания с банка средств, которые были украдены мошенниками с карты, необходимо: установить, что электронное платежное средство было использовано без физического предъявления пользователем и / или электронной идентификации самого электронного платежного средства. Поэтому именно на банк возлагается обязанность доказать, что действия или бездействие клиента привели к потере, незаконного использования ПИНа и других данных, с помощью которых мошенники могут получить доступ к средствам на счете.
Если у Вас возникли дополнительные вопросы для получения консультации звоните в Адвокатское объединение «Вишневый и Партнеры» + 38 (098) 000 2411 или пишите: vyshnevyi.partners@gmail.com
Мы в социальных сетях:
Facebook https://www.facebook.com/Vyshnevyi.partners
Telegram https://t.me/vyshnevyi
Youtube https://www.youtube.com/channel/UC3Az6EVAf9brHkaSETZvI-A