На сегодняшний день не стихают дискуссии относительно того, наступает административная ответственность по ст. 130 КУоАП за управление транспортными средствами в состоянии опьянения или отказ от прохождения осмотра.
Напомним, что 01.07.2020 вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения досудебного расследования отдельных категорий уголовных правонарушений» №2617-VIII от 22.11.2018.
Согласно п. 1 раздела I часть 1 статьи 130 Кодекса Украины об административных правонарушениях изложена в следующей редакции: Управление речными, морскими или маломерными судами судоводителями в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих их внимание и скорость реакции, а также передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии такого опьянения или под воздействием таких лекарственных препаратов, а также отказ лиц, управляющих речными, морскими или маломерными судами от прохождения в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние алкогольного, наркотического или другого опьянения или относительно употребления лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, влекут за собой наложение штрафа в размере одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или общественные работы на срок от сорока до шестидесяти часов, с лишением права управления плавучих средств на срок от одного до трех лет.
Согласно положениям части 4 статьи 2 Кодекса Украины об административных правонарушениях изменения в законодательство Украины об административных правонарушениях могут вноситься исключительно законами о внесении изменений в настоящий Кодекс и другие законы Украины, устанавливающие административную ответственность, и / или законодательства Украины об уголовной ответственности, и / или к уголовному процессуального законодательства Украины.
03.07.2020 вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины « О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения досудебного расследования отдельных категорий уголовных правонарушений », которым отменена норма об уголовной ответственности за вышеуказанные действия.
Зато, как следует из официального сайта Верховной Рады Украины (ссылка: https://zakon.rada.gov.ua) положениями части 1 статьи 130 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за управление в состоянии опьянения речными, морскими или маломерными судами или за отказ от прохождения освидетельствования лиц, управляющих речными, морскими или маломерными судами.
Следовательно, положения статьи 130 Кодекса Украины об административных правонарушениях не изложены в редакции, которая предусматривает административную ответственность за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих их внимание и скорость реакции.
Кроме этого, некоторые судьи считают, что невозможно восстанавливать действие норм закона, которые потеряли силу, путем отмены нормы, которая устанавливала утрате силы.
Стоит отметить, что в связи с вышеуказанными изменениями в законодательстве как среди адвокатов, так и среди судей ведутся дискуссии относительно того как должны решаться дела об административных правонарушениях по протоколам по ст. 130 КУоАП, составленные после 01.07.2020 года.
На сегодня в Едином государственном реестре судебных решений можно выделить несколько вариантов, как судьи толкуют внесены изменения и решают такие дела:
Судьи рассматривают админ протоколы по ст. 130 КУоАП по внесенным изменениям, считая, что несмотря на отсутствие положений об ответственности именно за управление транспортными средствами в состоянии опьянения в КоАП, уголовная ответственность отменена, а административная ответственность была возвращена.
Судьи направляют дела для надлежащего оформления, поскольку считают, что действующая редакция КУоАП не предусматривает ответственности за управление именно транспортными средствами в состоянии опьянения, ссылаясь на то, что такая ответственность предусмотрена только за нетрезвое управление судами, а потому в протоколе необходимо излагать суть правонарушения согласно нормам КУоАП, которые размещены на официальном сайте ВРУ
В частности судья Гайворонского районного суда Кировоградской области по делу № 385/830/20, направляя дело на оформлению пришел к выводу, что «в нарушение требований ст. 256 КУоАП суть правонарушения, указанная в протоколе ОБ № 054298 от 30.07.2020 года, не соответствует диспозиции, определенной ч.1 ст. 130 КУоАП, которая по состоянию на момент составления протокола (30.07.2020 года) и в настоящее время (18.08.2020 года) изложена в Кодексе Украины об административных правонарушениях.
Исходя из содержания ст. ст. 7, 254, 278 КУоАП производство по делам об административных правонарушениях осуществляется на основе строгого соблюдения законности. Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется в отношении правонарушителя в пределах протокола об административном правонарушении.
Итак действия, которые поставлены в вину ОСОБА_1 выходят за пределы диспозиции ч.1 ст. 130 КУоАП.
В связи с приведенным, суд не видит возможности выяснить обстоятельства, имеющие значение для своевременного, всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела, разрешение его в точном соответствии с законом ».
3. Судьи закрывают дела в связи с отсутствием состава административного правонарушения по ст. 130 КУоАП в связи с тем, что не предусмотрена ответственность за управление транспортными средствами в состоянии опьянения или отказ от прохождения осмотра лицами, которые управляют транспортными средствами (http://reyestr.court.gov.ua/Review/91033054).
В этом деле судья закрывая производства за отсутствием состава судья пришел к выводу, что инкриминируемое лицу деяния по состоянию на момент его совершения не охватывалось составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 130 КУоАП в редакции Закона № 2617-VIII.
Согласно ч. 1 ст. 7 КУоАП никто не может быть подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом
Согласно п.1 ч.1 ст. 247 КУоАП, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае установления отсутствия события и состава административного правонарушения.
4. Судьи закрывают дела в связи с отсутствием состава административного правонарушения по ст. 130 КУоАП и передают имеют материалы в полицию, считая, что ответственность должна наступать ст. 286-1 УК Украины (http://reyestr.court.gov.ua/Review/91047017).
В частности, судья Красногвардейского районного суда. Днепропетровская по делу № 204/5010/20, отметил следующее:
«17 июня 2020 принят Закон Украины« О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения досудебного расследования отдельных категорий уголовных правонарушений »№ 720-их от 9 апреля 2020, который 2 июля 2020 был подписан президентом Украины, а 3 июля 2020 – опубликовано в официальной парламентской газете “Голос Украины”, а следовательно этот закон вступил в силу.
Указанным законом № 720-их от 9 апреля 2020 внесены изменения в Закон Украини № 2617-VIII от 22.11.2018г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения досудебного расследования отдельных категорий уголовных правонарушений” (Ведомости Верховной Рады Украины », а именно: «1) в пункте 1: подпункты 2-4, 7 исключить; [пункт 4 Закона №2617-VIII от 22.11.2018 года, по изменению ст. 130 КУоАП], подпункты 127, 128, 131, 149, 171, 207 исключить [п.171 Закона №2617-VIIIвид 22.11.2018 о введении в действие ст.286-1КК Украины «Управление транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции»] .
Закон Украины № 2617-VIII от 22.11.2018г.(о дополнении ст.286-1КК Украины и изменения ст. 130 КУоАП) вступил в законную силу 1 июля 2020. Итак, указанные изменения не удалось привести в действие (поступить Верховной Раде), в связи с тем, что Закон № 720-их от 9 апреля 2020 вступил в силу на третий день, после вступления в силу вышеуказанного закона № 2617-VIII от 22 Ноябрь 2018, а именно 3 июля 2020, при этом такие изменения противоречат действующему в то время Закона Украины № 619-их от 19 мая 2020 года, согласно которому изменения в законодательство Украины об уголовной ответственности могут вноситься исключительно законами о внесении изменений в этот кодекса и / или уголовного процессуального законодательства Украины и / или законодательству Украины об административных правонарушениях.
Поскольку ответственность законодательством не отменена, а наоборот, усилена, то за проступок, совершенная до 1 июля 2020 года, лицо должно быть привлечено к ответственности по ст. 130 КУоАП, действовавшей в то время. А после 1 июля 2020 за такое правонарушение лицо, его совершившее, должна быть наказана по ст. 286-1 УК Украины.
Учитывая изложенное, учитывая, что событие произошло 19 июля 2020, производство по делу об административном правонарушении в отношении ОСОБА_1 по ч. 2 ст.130КУоАП подлежит закрытию на основании ч. 2 ст. 284 КУоАП, в связи с чем материалы дела необходимо передать в Чечеловское ОП ДВП ГУ ЧП в Днепропетровской области, в порядке, которые предусмотрены ст. 253 КУоАП ».
Такая правовая неопределенность порождает большое количество споров и жалоб. Точку в этом должен поставить законодательный орган власти, путем внесения соответствующих изменений в кодексы. Однако, решение дел по ст. 130 КУоАП, протоколы по которым были составлены с 01.07.2020 года, как следует из вынесенных судами постановлений остается открытым.
Мы ведь тоже имеем собственную практику по рассмотрению протоколов по ст. 130 КУоАП, составленные после 01.07.2020 года. В частности судья Броварского горрайонного суда Киевской области по делу № 361/4603/20 и судья Печерского районного суда города Киева 25.08.2020 года по делу № 757/31 698/20-п рассмотрели дела по ст. 130 КУоАП о привлечении к ответственности лиц, которые отказались от прохождения освидетельствования на состояние опьянения, согласно положений КУоАП, которые существовали и до внесения изменений. Однако, производство по этим делам были закрыты за отсутствием состава и события административного правонарушения, предусмотренного ст. 130 КУоАП.