За последнее десятилетие состоялась существенное изменение подхода общества по отношению к людям с инвалидностью, признание их равенства с другими членами общества и права на полноценную жизнь, которое обеспечивается созданием государством реальных условий для реабилитации и социальной интеграции людей с инвалидностью.
Именно в связи с такими процессами, государством, на законодательном уровне были регламентированы требования о создании беспрепятственного доступа социальной инфраструктуры для людей с особыми потребностями.
В то же время, в ходе оказания правовой помощи Адвокатским обьединением «Вишневый и Парнеры», по результатам оценки собранных доказательств было установлено, что должностными лицами исполнительного комитета Бориспольского городского совета Киевской области в условиях тендера не установлено обязательного требования об обеспечении для работы на маршруте автобуса приспособленного для перевозки лиц с особыми потребностями.
Вследствие этого, всех без исключения лиц с инвалидностью (которые передвигаются на колясках) лишили права на проезд в общественном транспорте.
Фабула дела:
Розовик Виталий Алексеевич, инвалид первой группы с детства, пожизненно. Ему установлен диагноз: детский церебральный паралич, тетрапарез, олигофрения. Он не может ходить, нуждается в постоянном постороннем уходе и передвигается с помощью инвалидной коляски.
Решением Бориспольского горрайонного суда Киевской области от 09.07.2009 года он признан недееспособным и установлено над ним опеку, а решением того же суда от 27.10.2009р. назначен Розовик Анну Ивановну опекуном над ее недееспособным сыном.
23.09.2016р. Розовик Виталий Алексеевич на инвалидной коляске в сопровождении опекуна добрался до автобусной остановки по ул. Головатого, однако не смог воспользоваться услугами общественного транспорта, поскольку ни один из автобусов ни был приспособленным для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями.
По содержанию статьи 43, 44 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» определение автомобильного перевозчика на автобусном маршруте общего пользования осуществляется исключительно на конкурсной основе. Организация проведения конкурса и определения условий перевозок возлагаются на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Порядок проведения конкурсов определяется Кабинетом Министров Украины.
Согласно п. 10 Порядка проведения конкурса по перевозке пассажиров на автобусном маршруте общего пользования, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины №1081 от 03.12.2008 организатор утверждает условия конкурса, в том числе обязательные в соответствии со статьей 44 Закона Украины «Об автомобильном транспорте ». Организатор устанавливает требование по обеспечению работы на объекте конкурса, который включает городские и пригородные автобусные маршруты общего пользования, не менее одного транспортного средства, приспособленного для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями.
При этом, согласно ст. 28 Закона Украины от 21.03.1991р. №875-ХII «Об основах социальной защищенности инвалидов» предприятия, организации и физические лица — предприниматели, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обязаны обеспечить специальное оборудование транспортных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов, которое бы позволило инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.
19.09.2014 года Исполнительным комитетом Бориспольского городского совета в средствах массовой информации размещено объявление о проведении конкурса на перевозку пассажиров по автобусном маршруте общего пользования в г.. Борисполе №3 «ул. Каховская — УМБ — 17 ».
Однако, в нарушение п.10 Порядка исполнительным комитетом Бориспольского городского совета Киевской области в условиях конкурса не установлено требования об обеспечении на городском автобусном маршруте общего пользования г.. Борисполя №3 «ул. Каховская — УМБ — 17 »транспортного средства, приспособленного для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями.
Соответственно, победу, по результатам проведенного тендера, получено перевозчиком, который не предложил для работы на маршруте транспортного средства, приспособленного для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями.
Таким образом, в результате бездействия исполнительного комитета Бориспольского городского совета Киевской области, связанной неустановлением указанных требований, лишили истца права на проезд в общественном транспорте, и послужило основанием для обращения в суд за защитой его нарушенных прав.
В ходе рассмотрения административного дела, ответчики — должностные лица исполнительного комитета Бориспольского городского совета вместо поиска механизмов устранения допущенных ими нарушений, наоборот начали отстаивали выбранную ими позицию, суть которой сводилась исключительно к попытке посеять в суд «иллюзию правомерности» принятых ими решений.
Несмотря на это, 13 июня 2017 Бориспольский горрайонный суд Киевской области принял решение в пользу истцов, удовлетворив их исковые требования об отмене результатов тендера в полном объеме.
Именно таким образом, путем проведения нового, прозрачного тендера, будет восстановлено гарантированы профильным законодательством права указанной категории граждан на проезд в общественном транспорте в специально приспособленных автобусах.